Педагогика от Елены Дроботенко

Елена Петровна Дроботенко
Елена Петровна Дроботенко.

При выборе жизненного пути у Елены Петровны, видимо, сработал принцип «случайности неслучайны». В определенной степени случайно — за компанию с одноклассниками — поехала поступать в Уссурийский пединститут. Но, видимо, не случайно еще во время работы в школьном комитете комсомола возглавляла шефский сектор: занималась с «малышней», организовывала, играла, вела «Клуб почемучек».

Способности юного педагога, кстати, школой были замечены. И, значит, не случайно выдержала серьезный конкурс — 4 человека на место — и поступила. В определенной степени случайно — ведь не собиралась — пришла работать в школу. И, как оказалось, совсем не случайно там осталась: и справилась, и понравилось. А ведь как часто бывает, увы, совсем наоборот!

Первый выпуск Елены Дроботенко.
Первый выпуск Елены Дроботенко.

Над вопросом, сколько же лет минуло с тех пор, Елена Петровна задумывается: «Знаете, после того, как прошло 30, уже и не считаю».
Поколение за поколением, ее выпускники приводят к ней учиться своих детей. И немудрено: ее доброжелательность, обаяние, увлеченность делом, легкость и неподражаемое чувство юмора сочетаются с серьезнейшей ответственностью во всем, что касается её воспитанников.

«Её» дети, по отзывам коллег Елены Петровны, умеют не только слушать, но и слышать. Развиты не только интеллектуально, но и нравственно: дружны, совестливы, человечны. А этот результат дорогого стоит и далеко не всякому дается.

Итак, педагогика от Елены Дроботенко.

Мы — работники Бога

В трудные 90-е, когда зарплату учителям платили раз в полгода, многие ушли из школы — в какой-то «бизнес», что-то продавать и т.д. Тогда же звучали обидные слова, что в школе остались самые ленивые или самые трусливые. Оставшиеся же пытались как-то свести концы с концами с помощью своих дач, делились рецептами.

Со своими учениками.
Со своими учениками.

Но и тогда ни в одной забастовке я не участвовала. У меня была четкая позиция: вот я прихожу к знакомой, а у нее отключили лифт, и я поднимаюсь пешком. Не вывозят мусор: бастуют мусорщики. Отключают электричество и т.д. — бастовал тогда чуть ли не весь город. А если еще и ребенка «отключить» от школы?!

И при этом ни от одного человека в нашем городе не зависит, чтобы мне выдали зарплату. У учителей никогда не было привилегированного положения в обществе. Но государство государством, а мы — работники Бога, и, если нет пока другого выхода, я буду приходить и учить бесплатно.

Я люблю первый класс

То есть, когда они только пришли, не умеют писать и читать, и я сама их этому учу. Когда заканчиваются уроки, очень устаешь, но при этом ощущаешь, как это здорово, важно и ответственно. Дальше уже легче, они уже сами читают, пишут.
И всегда, выпуская класс, грущу до слез: каждый раз кажется, что таких уже не будет, что это лучшие дети, самые-самые. Но снова приходят детки, и мы с ними работаем, и они такие хорошие!

Вот у нас был выпускной, дети дали прекрасный концерт. Почти у всех какое-то серьезное увлечение: музыкальная школа, художественная, танцы, один на саксофоне играет, другой на флейте, поют две народницы и т.д.

Не только в классе
А в выходные дни: соревнования, поездки, походы…

Конечно, это от Бога, от семьи и внешкольных педагогов. А мои радость и гордость вот еще в чем. У нас возможность отправить ребенка на олимпиаду, в отличие от старшеклассников, только раз в 4 года. Но для этого нужно так отработать! И вот уже много лет победители по математике — это мои ученики.

О гуманистической педагогике

Я была на трех семинарах Шалвы Амонашвили. Можно работать по любой программе, по любой методике, но вот дух, который царит в классе, — именно он все и определяет. Нельзя подменять образование натаскиванием, стандартами и борьбой за рейтинги. Очень важно, чтоб было светло, легко, с личностным подходом и гуманным отношением к воспитаннику.

Ко мне родители всегда приводили своих детей, чтоб без нервных издержек дать им хорошее образование. Я работала по методике Леонида Занкова, направленной на развитие возможностей ребенка, и некоторые считали, что это сложно, чревато перегрузкой учащихся. Но вот приходили к нам психологи, и их исследования показали у детей самую высокую мотивацию учебной деятельности и самую низкую тревожность.

У нас всегда много отличников и хорошистов. Потом они переходят в 5 класс и прекрасно учатся. У детей высокая познавательная активность, потому что они замотивированы, потому что для них хорошо учиться — престижно, и они хорошо себя чувствуют, потому что знают, умеют. И в дальнейшем легче учить ребенка (и ему самому учиться!) с кругозором, развитым мышлением, чем того, кто просто натаскан на решение тестовых заданий.

День из жизни

Прихожу в школу за полчаса до занятий, веду уроки, потом всегда нужно с кем-то после уроков позаниматься, что-то доделать, тетради проверить, к урокам приготовиться. Той работы, которая остается как бы «за кадром», у учителя тоже много.

На уроке
Можно работать по любой методике, но вот дух, который царит в классе, — именно он все и определяет.

Вот, например, срочные дела на сентябрь: сдать учебное планирование, план воспитательной работы, заполнить электронные журналы. В этом году они у нас новые, и все, что было сделано раньше, нужно теперь переделать: «врукопашную» набирать подробные сведения о 30 родителях, о ребенке, сведения о занятости. Набрать на компьютере и каждому ученику вклеить в дневник учебный план, расписание уроков и звонков.

С ребенком нужно общаться, разговаривать, отвечать на его вопросы. И это создаст лучшую основу для образования…

Кроме того, есть такая вещь, как родительский чат. В первом классе не задаем домашние задания, но я постоянно отправляю информацию родителям, какие будут уроки, к чему приготовиться, какие книжки-краски принести. Родители к этому привыкают, и во втором классе отучить от этого постоянного «информационного сопровождения» трудно, вопросы идут «нескончаемым потоком»: «Что задано?», «Что задано?».

Но учитель ведь не всегда может вовремя и обстоятельно ответить: занят другими делами, да и не всегда он с учебником под мышкой. Не говоря уже о его личном времени…
А еще у нас есть учительский чат, чат учителей начальных классов…

Кроме того, количество внеклассной работы, мероприятий, в которых нужно участвовать, с начала года постоянно нарастает. Это означает, что учитель не только после уроков занят, но еще и в выходные: соревнования, поездки, походы…

«Педсовет»

Иногда слышу от родителей: «Я не знаю, что с ним делать, я с ним не справляюсь». Первое, что советую всегда (основываясь в том числе и на своем материнском опыте), — никогда со своими детьми не бороться, не воевать. Это ведь наши дети, и все, что в ребенке есть, — это результат влияния наследственности, среды и воспитания.

И если ваш ребенок, как вам кажется, делает что-то не так, посмотрите в первую очередь на себя. Он делает то, что видел, что в него вложили. Поэтому взрослый должен сознательно подходить к воспитанию: когда-то подстроиться, когда-то повести, когда-то объяснить, когда-то сыграть и т.д.

Сегодня многие родители, обеспокоенные тем, кто же будет учить их детей, пытаются найти репетиторов, в том числе и для подготовки к школе. Но большая ошибка — пытаться свои родительские функции переложить на других. На самом деле подготовить ребенка к школе может любая мама или бабушка — для этого нужно просто с ребенком общаться, разговаривать, отвечать на его вопросы.

Первый совет родителям — никогда со своими детьми не бороться, не воевать.

Был у меня когда-то (в моем первом 1 классе, первом наборе) ученик Женя Пустошилов, он сейчас живет в Москве, состоявшийся человек. Так вот, когда-то на общем фоне класса он очень отличался своей развитостью, и я на родительском собрании спросила у его мамы, какими методами она его воспитывает. И она ответила: «Ничего особенного, я просто всегда отвечаю на его вопросы». Это может делать любой родитель. И это создаст лучшую основу для образования, чем всевозможные секции и репетиторы.

Семья и/или работа

Бывает, думаю, что из-за работы недодала чего-то семье (хотя мои дочери гордо рассказывают своим мужьям, какое замечательное крутое у них было детство), с друзьями меньше общалась, самой себе времени почти не уделяла. Конечно, были увлечения и помимо работы: в молодости — водный туризм, байдарка, походы, авторская песня. Сейчас — сад, путешествия, книги. Но работа для меня все-таки важнее, больше любого хобби.

Помню, как в «докомпьютерную» эпоху приходила домой и, вместо того, чтобы убрать-постирать-сварить, готовилась к урокам: рисовала разные картинки, карточки для наглядности, полдня готовила зрительный диктант, чтобы показать его детям на уроке всего лишь на 3 секунды.

Ученики с Грамотами
В классе Елены Дроботенко всегда много отличников и хорошистов.

На Занковских курсах в Москве я была на выступлении Веры Илюхиной (автора нынешних «Чудо-прописей»), вдохновилась ее методикой: так детям писать и легче, и интереснее. Все лето я тренировалась сама, чтобы перенастроить руку, а когда начались занятия, прописывала в тетрадочках по странице (тогда ведь никаких ксероксов не было): «Белые бараны били в барабаны». И так 30 раз, чтобы детям было с чем работать на уроке.

P.S.

И вот снова переходят «её» дети в 5 класс. И достаточно Елене Петровне нагрузки и заработка, да и семья уговаривает: «Может, хватит? Поживи для себя!» — но она опять входит в класс и продолжает учить своих малышей. И потому что любит и умеет это делать. И потому что — кто будет учить младшего Кечинова, маленькую Жукову? И потому что, видимо, в ее системе ценностей это и значит – жить «для себя».

 

 

Оставьте ответ

Оставьте комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя

восемнадцать − восемь =