– Реклама –

Парадоксы её профессии. Международный день танца

|

«Релеве», «батман», «плие»… Международный язык танца — французский. Но балетная терминология нисколько не смущает второклассников-циркачат. Они хорошо в ней ориентируются и потому с полуслова понимают своего педагога Татьяну Баранову.

— Головоньки вверх, колени затянули, животы спрятали, спинки ровные… Здравствуйте!
Во втором классе Детской школы циркового искусства идёт урок хореографии.
— Сегодня попробуем плие и гранд-плие в середине зала, а пока поработаем у станка.

В этом году будет 40 лет, как Татьяна Алексеевна Баранова работает хореографом, из них 38 лет — в цирковой школе, а последние месяцы — ещё и в статусе лауреата премии им. Луначарского. Престижную награду ей вручили на закрытии VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Обладателями премии, которая вручалась в четвёртый раз, стали 10 работников сферы культуры со всей страны. Наша землячка удостоилась победы в номинации «Преподаватель учреждения высшего, среднего специального или учреждения дополнительного образования детей в области культуры».

Хореограф Татьяна Баранова

Награда уникальная уже потому, что обладателей её по всей России не так уж и много (за всю историю премии — 40 человек). А в Приморье наша Татьяна Алексеевна — такая единственная.

Признаётся:

— Я и не думала, что всё так получится. Да, это была инициатива коллектива. Заявок со всей страны, из разных учреждений культуры — театров, библиотек, школ искусств, музеев — было подано огромное количество. Как сказал министр культуры Владимир Мединский, «Никакой ГИТИС, никакой ВГИК не сравнится по конкурсу с этой премией». Представьте, 10 номинаций, и в каждой награждается только один(!) человек.

Хореограф Татьяна Баранова

Арсеньевский хореограф с честью выдержала этот конкурс. Однако после пережитого приятного потрясения от известия о победе, Татьяну Алексеевну ждало неожиданное откровение о том, что её профессия, оказывается, к творческим… не относится. Согласно положению о премии, она вручается тем, кто не привык стоять в лучах софитов на сцене, чей труд за сценой, в музеях, архивах, библиотеке не столь заметен, но без которых бы ничего не было. Одним словом, тем работникам отрасли культуры, кто не является представителем творческой профессии. Парадокс, не иначе…

— Творческие профессии — это артист, художник, танцор, певец, — размышляет Татьяна Алексеевна. — А я — хореограф. Преподаватель хореографии и постановщик номеров.

Однако именно награждение этих «незаметных» тружеников завершало VII Санкт-Петербургский международный культурный форум, что, по мнению его участников и организаторов, выглядело очень символично.

У Татьяны Алексеевны и по прошествии нескольких месяцев всё ещё сильны воспоминания об этом событии. Большой зал главного штаба Эрмитажа, где проходило награждение. Выступление выдающихся деятелей отечественной культуры и искусства, среди которых — А. Кончаловский и Ф. Бондарчук. Волнение перед выходом на сцену за наградой. Но главное — та сила поддержки, которую дарили ей за тысячи километров её коллеги и ученики, и ту, что она испытывала непосредственно в зале: дочь Татьяны Алексеевны Оксана специально приехала в Питер из Ярославля, чтобы быть с мамой в этот торжественный момент.

Хореограф Татьяна Баранова

По словам Татьяны Барановой, танцу она отдала всю жизнь:

— У нас был замечательный вокально-хореографический ансамбль «Радость» в городе Райчихинске Амурской области, где я занималась с 7 лет. Там и познакомилась с танцами народов мира. Закончила институт культуры в Хабаровске. На 4-м курсе приехала на практику в Арсеньев. Нас в тот год много приехало — и театралы, и хоровики… Тогда на «Прогрессе» были смотры цеховой художественной самодеятельности. И нас отправили эту самодеятельность поднимать. И мы подняли! Причём на высокий уровень! Была я на практике и в «Весёлой арене». И хотя распределение у меня было на Сахалин, в Нефтегорск, судьба распорядилась так, что после окончания института я приехала в Арсеньев

Работу в Арсеньеве она начала с создания собственного коллектива. Тогда в ДК «Прогресс», как ни парадоксально, не было ни одного танцевального ансамбля. Сделала набор. А потом появился Владимир Харченков (организатор и первый руководитель ансамбля народного танца «Аралия» — прим. ред.), и все те дети, которых растила молодой хореограф, перешли к нему. А в жизнь Татьяны Барановой прочно вошла «Весёлая арена».

— Спрашиваете, как народная хореография вписывается в цирковой жанр? Великолепно вписывается! — восклицает Татьяна Алекссевна. — Но сначала я даю классику — основы классического танца. Вот когда мы поставим корпус, ноги — тогда переходим к народным танцам. В чисто хореографическом номере — своя танцевальная лексика. А здесь нужно танец соединить с трюками. Причём так, чтобы была мера, чтобы трюк оставался основным, а хореография украшала номер — образом, сюжетом. В результате получается синтез искусств — цирка и хореографии. Здесь есть свои сложности для хореографа, потому что зачастую ему приходится выступать в роли режиссёра. В идеале цирковой номер должны ставить три человека — тренер, режиссёр и хореограф. Но у нас нет такой возможности, и поэтому режиссёром выступает то хореограф, то тренер, а когда — и совместно. Главное — задумка, главное — идею поймать!

Хореограф Татьяна Баранова

Татьяна Алексеевна убеждена — народные мелодии, народные танцы не должны уходить из репертуара юных артистов. Она — настоящий подвижник, пропагандист русской культуры. В представлении на премию так и было указано: «Прививает детям любовь к русскому танцу, к номерам в народном стиле». А своим многолетним опытом педагога-хореографа «Весёлой арены» неопровержимо доказывает, что народный танец хорошо ложится на любой цирковой жанр: будь то ручной эквилибр, лестница, катушки, проволока — любой… Всё зависит от фантазии и воображения постановщика.

— Надо, чтобы дети не забывали наши корни, — делится мыслями Татьяна Алексеевна. — А то зарубежьем им забили головы… Я помню, как раньше они мордочки кривили, услышав народную музыку. Сейчас получше стало.

…У второклашек — короткий перерыв в уроке хореографии. Во время него они популярно объясняют мне, почему у них в этой группе только один мальчик:

— У мальчиков растяжка плохая. А у этого хорошая.

Парень с хорошей растяжкой смущённо улыбается

Но вновь — всё внимание на хореографа. Татьяна Алексеевна подходит к каждому, поправляет руки, поворот головы, спину…

— Вот они наши борщи-котлеты не дают животы втянуть!..

Второклашки хихикают. Даже обычную фразу, вроде «выпрямить спину!» или «втянуть живот!» Татьяна Алексеевна может обставить так, что от смеха не удержишься. Но это не повод расслабиться. Всем поколениям «весёлкинцев» доподлинно известно: Баранова преподаватель строгий и требовательный, не терпящий лени. А юмор…

Хореограф Татьяна Баранова

Юмор — это то, что мне очень помогает в жизни, — рассказывает Татьяна Алексеевна. — Люблю ставить номера с шуточным сюжетом. Работала ли с клоунами? О-о-о! Конечно! Даже сама репризы придумывала.

— А что если ребёнок талантлив как циркач…

— Но не хореографичен? — подхватывает мою мысль Т. Баранова. — Раскрываем. Со временем. На уроках, на индивидуальных занятиях. Бывает, что у ребёнка и слуха нет музыкального, и ритмичности. Развиваем. Пытаемся донести до него: «Кто ты?» Если ты лебедь — то покажи лебедя… Там уже и актёрское мастерство в ход идёт. Хореограф выступает будь здоров в какой роли! У меня очень много прекрасных примеров — каким ребёнок пришёл к нам, и каким выпустился.

А выпустилось их уже — ого! — сколько. Среди учеников Татьяны Алексеевны немало тех, кто посвятил свою жизнь танцу либо цирку. Елена Васько — руководитель «Аралии», Наталья Трегубова, возглавляющая ансамбль танца «Триумф», педагоги ДШЦИ — Светлана Сокольникова, Галина Буланова, да и нынешнего директора школы Алексея Сокольникова, как вспоминает Татьяна Алексеевна, она когда-то «на шпагаты тянула…»

Особая гордость педагога — Оксана Лазутина, руководитель циркового коллектива ДВФУ «Конфетти», среди участников которого немало выпускников «Весёлой арены».

— Оксана — хореограф. А создала-то цирковой коллектив! — говорит Татьяна Алексеевна. — Соединила хореографию с цирком. Очень горжусь ею. Умная головка, хорошие постановки. Но у них, конечно, есть хорошая база — мы. Это здесь мы детей с нуля берём…

Хореограф Татьяна Баранова

За 38 лет, признаётся педагог, дети сильно изменились. Они вообще каждый год разные, другие. Наверное, предполагает она, современных детей поглотило информационное поле — телефоны, компьютеры. Они стали менее трудоспособными. Нет задора в них, не бьёт ключом та энергия, которую хотелось бы видеть.

— А мне есть, с чем и с кем сравнивать за все эти годы, — говорит Татьяна Алексеевна, и тут же добавляет. — Но контакт можно найти с любым ребёнком. И совершенствовать его мастерство. Потому что пределов совершенству — нет!

Фото Владимира Якимова.

- Реклама -
Ольга Улогова
Ольга Улоговаhttps://akula-media.ru/
Журналист портала Акула-Медиа.

Выбор читателей