Сама тема разговора, который был организован по инициативе ОГИБДД «Арсеньевский», определила круг участников. Ими стали Олег Глазырин, зам. командира отдельной роты дорожно-патрульной службы, Оксана Закирова, инспектор ОГИБДД по пропаганде дорожного движения, Марина Панченко, методист управления образования, которая курирует в образовательных учреждениях эти вопросы. Не случайно акция прошла именно в 10-й школе, где эта работа поставлена особенно успешно, поэтому были приглашены школьники, непосредственные участники дорожного движения и родители. А также учителя этой школы.
С начала этого года на территории г. Арсеньева, Анучинского и Яковлевского районов зарегистрировано 12 ДТП, в которых пострадало 14 несовершеннолетних.
Статистика ДТП с несовершеннолетними, которую озвучил в начале круглого стола Олег Глазырин, говорит о том, что ситуацию в городе можно назвать относительно благоприятной. В том числе и потому, что в школах и детсадах проводится серьезная профилактическая работа с детьми.
Присутствующих на этой акции ребят попросили ответить на вопрос «Как вы понимаете выражение «Безопасный путь в школу». Ответы и учащихся начальной школы, и восьмиклассников были примерно одинаковые: «чтобы машина не сбила», «чтобы ничено не произошло по дороге». Но, пожалуй, самый точный ответ дал Александр Шишмарёв, который считает, что путь в школу важно сформировать используя участки, предназначенные именно для пешеходов.
Но на вопрос Оксаны Закировой «Является ли пешеходный переход островком безопасности?» сразу школьники ответить не смогли. Почему он не является безопасным, прокомментировал Олег Глазырин: «Водитель может соблюдать правила дорожного движения, остановиться, чтобы пропустить пешехода, но помимо его действий, есть действия позади идущего транспорта. Стопроцентная безопасность, это когда сам пешеход уверен, что ему ничего не мешает перейти дорогу. Надеяться надо только на себя».
Еще на один каверзный вопрос задали школьникам: «А что делать, если автомобиль сломался прямо на пешеходном переходе? Обойти его? Или подождать, когда уберут?». Ответила на него сама Оксана Владимировна: «Лучше в школу опоздать, чем попасть в ДТП».
Одно из важных обстоятельств, которое влияет на безопасность, — качество дорог. Этот вопрос постоянно находится на контроле у сотрудников ГИБДД.
«Как сделать безопасным путь детей в школу в конкретных городских условиях». На этот вопрос попросили ответить родителей.
Мила Мокон: «Этот путь надо пройти вместе с ребенком. Обратить внимание на опасные участки дороги. Показать, где лучше переходить дорогу».
Максим Криваль: «Когда мы с детьми переходим дорогу, я объясняю, надо посмотреть влево-вправо, как переходить улицу на регулируемом перекрестке».
Все ребята, присутствующие на круглом столе, сказали, что правилам дорожного движения их учили родители. А входит ли изучение правил дорожного движения в учебный план школы?
«Обучение безопасному поведению на дорогах входит в курс „Окружающий мир“. — пояснила учитель Светлана Котлованова. — Но учителя уже на первой неделе в 1 классе ведут ребят к пешеходному переходу и показывают, где и как надо переходить дорогу. Каждую неделю у нас есть классный час, на котором мы обязательно обсуждаем безопасность на дороге».
«А со стороны управления образования мы стараемся повысить квалификацию учителей. — добавила Марина Панченко. — На днях мы отправляем на учебу учителя 10-й школы Ирину Луцук. В школах мы увеличиваем количество уроков по этой тематике, проводим мероприятия, минутки безопасности. Но главное — это личный пример родителей. Никакой самый квалифицированный педагог не научит ребенка, если дома он видит поведение родителей, которые пренебрегают правилами поведения на дороге».
«Можно ли в школу ездить на велосипеде». Ответы на этот вопрос разделились. Дети и родители считают, что можно, соблюдая правила дорожного движения, если есть знак или специальная дорожка для велосипедистов. Учителя же ответили категорически «нет», потому что в городе нет велосипедных дорожек, в школе нет парковки для велосипедов. «Ездить на велосипедах в школу мы не разрешаем. Это опасно». От экспертов выступил Олег Глазырин. «Учителей, конечно, понять можно. Они отвечают за безопасность. Но мы, как сотрудники правоохранительных органов, говорим, если ребенок выполняет все правила дорожного движения, оснований для запрещения нет».
Кстати, то, что можно научиться быть пешеходом, отметила Оксана Закирова: «Если родители сами являются водителями, они знают ПДД, но есть много тех, кто просто пешеходы. Для них в городе успешно реализуется проект „Вольный слушатель“. Арсеньевские автошколы принимают бесплатно на обучение всех, кто хочет лучше узнать правила дорожного движения и грамотно их соблюдать».
А вообще, считают участники разговора за круглым столом, обучение детей правильному поведению на дорогах — это часть формирования системы их жизненных ценностей. Осознанное и беспрекословное соблюдение правил дорожного движения должно стать их образом жизни и гражданской позицией.