Учитель истории и обществознания Андрей Викторович Боровой работает в школе с 1988 года. Мы разговариваем об «отцах и детях», об образовательных реформах и преданности профессии.
Личность / система
Работа школьным учителем всегда приносила мне удовлетворение. И сегодня в школе удерживает только это. Потому что нынешняя система образования противоречит понятиям образования и развития. Говоря фигурально, она стала напоминать вертолет из чугуна.
У меня всегда был такой подход: учить через личностный контакт, человеческие отношения. А сегодня у нас подход технологический. Никого не интересует, что ты за человек, насколько ты вкладываешься в своих учеников, как в действительности проходят твои уроки. Главное — чтобы правильно была заполнена отчетность. Работа учителя сегодня оценивается по абсолютно формальным критериям, система нас обезличивает.
У меня всегда был такой подход: учить через личностный контакт
Особая тема — понятие «стандарта». «Почему в этом году ЕГЭ сдали не так, как в прошлом?». Но ведь это были другие дети! Даже в «Ералаше» понимают, что все дети — разные…
При этом нам говорят: «Вы должны работать на конкретного ученика с его конкретными способностями». Но это пустые слова, потому что программа зачастую не стыкуется с психолого-возрастными, физиологическими возможностями ребенка, а федеральные образовательные стандарты (ФГОСы) — с ЕГЭ.
Ученые нашли 500 нестыковок в новой редакции ФГОС — но это ничего не меняет (хотя недавно назначенный министр просвещения Сергей Кравцов все-таки объявил мораторий на введение новых ФГОСов).
Мыслить / зубрить
Дети у меня спрашивают: «Как даты выучить?» Что я должен им ответить? Если следовать федеральным стандартам — зубрить нельзя. А на ЕГЭ ученик должен наизусть помнить громадное количество дат, персон и событий.
Те, кто ФГОСы готовят, не видят этого противоречия?! Не знают, что таблицу умножения или, к примеру, периодическую систему (хотя бы набор элементов) тоже нужно выучить? Господа из министерств, вы как-нибудь договоритесь там, наверху.
Нам говорят — «деятельностный подход», «метапредметные связи». Я так всегда и работал — чтобы дети учились осмысленно, думать учились, получали образование! Я считал своим достоинством, что мои ученики мне доверяют, высказывают свое мнение, что мы можем в качестве иллюстрации к исторической эпохе обсудить «Доктора Живаго» или составить сценарии к «Мастеру и Маргарите».
Но это было до ЕГЭ. И я понимаю, что сегодня это никому не нужно, да еще и дети так ЕГЭ не сдадут. Учителей вынуждают заниматься натаскиванием, потому что одним умением анализировать, самостоятельно мыслить ученикам необходимое количество баллов не заработать.

Но все равно в итоге мы виноваты. Если дети хорошо сдали, нам говорят: «Вы их натаскали». Если не очень хорошо — «не научили».
Реформы, реформы…
Сколько уже лет бесконечно пересматривают содержание образования… У меня нет рациональных объяснений, зачем это делать. Слово «реформа» предполагает, что собрались специалисты, обсудили то, что плохо, придумали, как улучшить, и потом проанализировали результаты.
То есть реформа должна быть ограничена во времени! А у нас реформа перманентна. Я тридцать второй год работаю, и все это время длятся реформы. У нас была линейная система преподавания истории, нас заставили переходить на концентрическую. Я все ждал, когда же они одумаются, но все равно пришлось переходить, вести по 40 часов!
Любая реформа должна быть ограничена во времени
И вот теперь, когда мы все под нее перестроились, нам говорят: «А концентрическая система неправильная, надо переходить опять к линейной». И все это без объяснений. Или еще парадоксальнее: говорят, что мы не сопротивлялись этой реформе!
«Инновации» — это уже мем. Зачем мы ходим на двух ногах? Давайте внедрим инновационную методику — будем на головах ходить.
В режиме 24/7
Все ученики, сегодня, как правило, занимаются в кружках и секциях дополнительного образования. И еще школьные учителя сверх всякой меры загружены внеклассными мероприятиями. Но учитель не инструктор по туризму и не руководитель хора, его работа — это работа на уроке. И нормальные отношения детей друг с другом я организовать могу и на уроке, мне для этого не обязательно в поход идти.
У меня есть простой тест: например, девочка запнулась при ответе, и я обращаюсь к классу: «Давайте сестре поможем!». И сразу виден «морально-психологический климат коллектива»: или они тут же включаются, поддерживают, или класс хором кричит: «Она нам не сестра».
Значит, нужно работать над тем, чтобы объяснить: «все люди братья» (те, кто не сестры). И тогда они достаточно быстро понимают, что они класс, у них общая цель, и у всех есть и свои достоинства, и свои недостатки.
…А велосипеды своим (и не только своим) ученикам я и так постоянно чиню — в «нерабочее» время.
«Образовательные услуги»
У меня в кабинете висит над доской высказывание М. Мамардашвили: «Человек есть усилие быть человеком». Казалось бы, не поспоришь. Но с тех пор, как образование стало сферой «услуг», исказился сам смысл воспитания и обучения. Вместо «ученье — свет», «без труда не вынешь и рыбку из пруда» у нас сегодня — «клиент всегда прав».
Если и родители занимают такую позицию, это тупиковая ситуация, тут и репетиторы не помогут. Простая аналогия: фитнес-инструктор может вам показать упражнения для разных групп мышц, но пока вы сами не встанете на беговую дорожку или не возьмете в руки гантели, результата не будет.
Когда образование стало сферой «услуг», исказился сам смысл воспитания и обучения
Так же, как если у ребенка 4 двойки на конец четверти, а у родителей претензии: «Почему вы его научить не можете, он не понимает вашу историю?!». (А еще физику, математику, литературу…). А «ребенку», между прочим, уже 15 лет, он уже личность по идее, с паспортом гражданина страны…
Да, я понимаю, что это дети, я пытаюсь контакт установить, объясняю на примерах в который раз, ищу разные способы, «увлечь-заинтересовать-организовать диалог» и т.д. И, так или иначе, результат есть.
Одна моя ученица недавно мне говорит: «Здорово, я даже начала понимать, мне понравилось!» Ей понравилось готовиться! Через два с лишним года моих непрерывных усилий. Оказывается, ничего сложного: не играй в телефон, а слушай учителя и готовься.
Так же и с родителями. Недавно бабушка моего ученика ко мне подходит: «Почему у моего внука оценки ухудшились?» Я говорю: «У меня сейчас урок, проходите. Послушайте». После урока спрашиваю: «Так какие у вас вопросы?» — «Нет, к вам у меня теперь нет вопросов». Она просто все своими глазами увидела.
Все мои выпускники, которые доверяли мне, которые поняли, что нужно просто «взять и сделать», сдавали без репетиторов, им хватило моих уроков. Поэтому я и не беру репетиторство по истории: я знаю своих коллег, все они работают хо-ро-шо.
«То ли еще будет»?
Все чаще говорят о кадровой проблеме. Я сейчас работаю с теми же коллегами, с кем начинал когда-то, некоторые из них — мои учителя. Молодых учителей почти нет. Но разве это кого-то удивляет?
При этом, если в Шереметьеве не хватает грузчиков, — надо им зарплату повысить. Не хватает учителей — давайте пединститут закроем. Нормально?! «Ну, они ж все равно туда не идут». Отношение к людям, как к трактору: тебя завели — работай.
К тому же, создается общественное мнение, когда априори учитель не может быть прав. Вот эти стереотипы, что все учителя злые, — это кому нужно? Перефразирую известный афоризм: «У меня для вас нет других учителей».
«Электронная школа» — это сказки, потому что человека учит человек. И его нельзя заменить машиной. Эта система возможна только при ответственных родителях, которые будут учиться вместе с ребенком, постоянно контролировать, как он работает с каким-то электронным носителем.
Отношение к людям, как к трактору: тебя завели — работай.
Не мультимедийные доски обучают человека, а учителя, которые еще остались в школах и пишут мелом на доске. Электронная школа не решит ничего. Ни-че-го.
Доживем до понедельника?..