– Реклама –

Тайга, пещеры, водопады…

Владимир и Екатерина Поповы — увлечённые путешественники «широкого профиля»: много лет занимаются и водным, и пешим, и спелеотуризмом. Владимир, к тому же, в 90-х гг был профессиональным инструктором Арсеньевской станции юных туристов.

Наш разговор с ними шёл в известном стиле «байки у костра»: воспоминания, размышления, забавные и поучительные истории…

О любимых маршрутах

В первую очередь для нас это север Приморья: река Кема — по ней мы и сплавлялись, и много ходили в тех местах. Амгу с ее водопадами и горячими источниками, Озёрное плато, река Максимовка. Очень любим места между посёлком Лазо и селом Сергеевкой: река Алексеевка, пещеры Приморский Великан, Кабарга, Белый дворец, горы Ольховая. Конечно же, и наше Синегорье: пещеры Приисковая и Первенец, тисовая роща…

Вот, например, один из интересных маршрутов: зайти от Беневского на Еломовский ключ до водопадов, там переночевать, подняться на гору Лысую, оттуда можно спуститься в сторону Ольховой (подняться на нее или нет — это уже по состоянию группы). И потом оттуда — либо через гору Поперечную в Лазо (по речке Целинке дойти до трассы Лазо — Преображение), либо спуститься к речке Алексеевке и вдоль неё — в сторону Сергеевки.

Владимир Попов
Владимир Попов — увлеченный путешественник «широкого профиля».

Это просто шикарный поход, который может быть зимним или летним: в обоих случаях будет интересно, вершины сопок прекрасны в любое время года. Зимой, конечно, сложнее, дополнительный экстрим, но не менее красиво: замёрзшие водопады, заснеженная природа. Интересно и посмотреть, и проверить себя, свою подготовку.

Школа выживания: мастер-классы…

Конечно, нужно знать хотя бы основные правила зимних походов, ночёвок в лесу и т.д.
Приехал к нам как-то товарищ из Самары, Юрий, и очень хотел на приморскую тайгу «в реале» посмотреть. Да не вопрос, говорим. Мы с друзьями к тому времени были уже такие матёрые туристы, отчего не выполнить желание гостя.

Под вечер пришли к месту ночевки и взялись за дело — сгребать большую кучу снега. Он удивился: «Это еще зачем?» А здесь, объясняем, будет наше укрытие. Он ещё раз удивился, но посильное участие принял.

Устроили мы в этом рукотворном сугробе нору, уложили туда коврики, спальники приготовили. До ночи у костра посидели, песни пели, истории разные вспоминали. Я еще за водой пошёл, и подо мной бревно сломалось, окунулся чуть не наполовину, потом часа два у костра вещи сушил. А переночевали мы вполне комфортно.

Юра был впечатлен: «Да, круто! Ладно, как от холода спастись, понятно, а что насчет голода?» — «Ну, пойдем».

Побродили немного вокруг нашей стоянки, насобирали винограда замёрзшего, лимонника. Потом вижу — кедр большой растет, а по нему лиана кишмиша вьется. Я слазил на эту кедрушку и показываю Юре свои находки, он — изумленно: «Да, говорит, Мичурину такое и не снилось: полез на какую-то ёлку — и орехов набрал, и ягод».

И школьников своих подопечных я обучал жизни в тайге в любое время года и в любую погоду. Как-то устроил им проверку — холодную ночевку в лесу. При этом сложил с себя командование, предложил им заняться самоуправлением.

Конечно, они полдня «протабанили», занимаясь всякой ерундой (то завтрак до обеда готовили, потом обед чуть не до ужина), пока наконец не продолжили путь. До темноты успели достаточно далеко уйти от первой зимушки и далеко не дойти до второй.

Ну, все, говорю, ребята, будем устраивать ночёвку. Хотел посмотреть, как поведут себя в этой ситуации. Хорошо повели: тут же быстро расчистили снег, натаскали дров, сделали таган, закипятили воды, наварили еды. Нарубили лапника, устроили лежанку, скомпоновались по двое в спальник, под одеялами. В общем, ночёвка получилась зачетная.

В другом походе у них были «в программе» одиночные ночёвки: я их развёл по тайге метрах в 300-500 от лагеря. Кто-то устроился на ночлег под снегом, кто-то — наоборот, сверху сделал себе лежанку, но все прошло здорово. И у меня было чувство гордости за ребят, которые все сделали правильно и прошли эту проверку.

…и форс-мажоры

Обычно всё проходит «в штатном режиме», особенно когда ходишь постоянно. Но чаще вспоминаешь ситуации, когда что-то пошло не так: где-то заблудились, не дошли, в воду провалились и т.д.

Однажды оказалось, что зимовье, к которому я шел, сгорело, и пришлось мне ночевать под открытым небом. Сгреб я костер в сторонку и на это теплое место уложил лапник в три слоя. На него — спальник, сверху накрыл еще несколькими слоями лапника и в этот конверт запаковался.

Ночью проснулся, чувствую — меня прижало снегом. Выглянул наружу — кругом сильная пурга, ветер, снегом все заметает, деревья во мгле шумят. А я наслаждаюсь: снизу от прогретой костром земли тепло, сверху — «одеяло» снежное, аромат хвои такой чудный… До сих пор с удовольствием вспоминаю…

Зима, кедровка, костер...
Зима, Кедровка, костер..

…Мокрушинская пещера — любимая у нас в Приморье. В первый раз ходил с группой спелеотуристов, помогал организовывать навеску, проходить сложные участки. Там есть колодец 30-метровый, озеро, в котором можно поплавать, — замечательные места.

Я решил осмотреть ещё и верхние «этажи», и оказалось, что там есть громадный зал с огромным сталагмитом, размером с реальную ёлку. Помню, сказал тогда: здорово было бы вокруг этой «ёлочки» новогодний хоровод поводить.

И вот спустя некоторое время действительно решили мы вдвоём с Катей встретить там Новый год и двинулись в путь. А так как я был там только раз (да и, когда ехали туда с группой, мог лишь изредка из-под тента в «УАЗике» наблюдать за дорогой), неудивительно, что «блуканули» мы с Катериной, немного сбились с пути.

Тем более, и машина была первая, и водитель я был ещё неопытный: периодически машину вытаскивали то из одного сугроба, то из другого. К ночи забрались в какие-то дебри с избушкой, практически «на курьих ножках», совершенно неприспособленной для зимней ночёвки.

А зима была холодная, под Новый год ниже 30 градусов. Тогда мы, кстати, впервые опробовали новую систему: летние спальники использовали в качестве вкладышей вместе с зимними, состёгивающимися. Для чистоты эксперимента я даже разделся, правда, потом всё же пришлось одеться: всё-таки в углах спальник выхолаживался.

А на следующий день мы нашли нужную дорогу, пещеру, к ночи в неё спустились, поставили там базовый лагерь. Ну и, Новый год, само собой, там, в Мокруше, встречали.

Палатка
И зимой можно переночевать комфортно.

«В мире животных»

Это тоже интересная тема… Как-то, ещё в 90-е годы, собрались мы с моими школьниками отдохнуть в Тисовой роще (там тогда база была институтская с банькой шикарной).

Я вышел раньше, чтоб её натопить; с собой, поверх рюкзака, — оцинкованное корыто (в бане прохудилось), гитара под мышкой… Километров 5 пробежал, вдруг — треск на весь лес. Я остановился, и тут на меня метрах в двадцати выскакивает громадных размеров кабан.

Выскочил и, меня увидев, тоже остановился. Я замер, даже дышать перестал, лесным пеньком притворяюсь. А сам прикидываю: влезем ли мы вместе с рюкзаком под это корыто, если всё-таки «боевые действия» начнутся, и поможет ли мне это.

Но кабан, к моему счастью, решил не обращать на меня внимания и потихонечку, на меня косясь, перешёл через дорогу. Следом на дорогу выскочил поросёнок, рыльцем поводил в разные стороны, а за ним, словно для полноты картины, выскочила и мамка его, ткнула его пятаком под зад, согнала с дороги, они выстроились в свой боевой порядок и поскакали дальше…

Или другой случай был. Шли мы осенью с Катей и ее подругой Ириной на Ольховую, и решил я короче путь поискать, на разведку сбегать. А они уселись на упавшее дерево, разговаривают.

Возвращаюсь и слышу, как у них за спинами что-то по дереву: шкряб-шкряб. Голову поднимаю — по кедрушке белогрудка спускается. Меня увидел — шмыг — и спрятался за ствол. Я девчонкам — громким шепотом: «У вас медведь за спиной!» А они посмотрели на меня и решили, что я их разыгрываю! Хихикают!

Я аж онемел от изумления, а в голове — щелк-щелк: сведения про белогрудку (медведь не крупный, но непредсказуемый, может и кинуться). Ну, думаю, хоть палку найти на крайний случай. Катя видит, что я как-то странно себя веду, оборачивается, а прямо на нее морда медвежья смотрит!

И тут же — раз! — и спряталась, только уши и лапы из-за ствола, забавная такая картинка. И Катя на весь лес как расхохочется! А мишка — видно, от этого неожиданного громкого смеха в лесной тишине — на попу ка-ак шмякнулся и в несколько скачков от нас дёру…

…Как-то со школьниками на Приисковую пещеру ходили. Снег идёт, впереди — отчётливые тигриные следы, а мы за ним по пятам. Ну, обошлось: он прямо до зимовья дошёл, свернул и дальше куда-то учапал.
После таких встреч всегда размышляешь и о том, кто в лесу хозяин, и об ответственности человека перед природой…

Фото из архива семьи Поповых.