Первые уроки дистанционного обучения

|

Во многих арсеньевских семьях утренний звонок будильника нынче приравнен к школьному звонку. Уроки вот-вот начнутся. Опоздание – не приветствуется. Отсутствие – только по уважительной причине. Вместо классной доски – экран компьютера или смартфона. Идёт третья неделя, как арсеньевские школы перешли на дистанционный формат обучения. Насколько успешным был старт и каковы первые итоги «дистанционки», – в интервью с начальником управления образования администрации АГО Тамарой ЯГОДИНОЙ.

День первый

– В принципе те задачи, которые мы ставили перед собой на начало запуска нового формата обучения, были выполнены, – рассказывает Тамара Ивановна. – Вечером в понедельник, 6 апреля, мы провели видеоконференцию с директорами образовательных организаций. Каждый рассказал, как прошёл этот день.

Конечно, не обошлось без технических сбоев в системах. Но мне кажется, все должны были понять, что в первый день, когда вся страна разом перешла на дистанционное обучение, просто не могло быть сразу всё хорошо. Провисал «Сетевой регион», провисали сервисы. Ну представьте, что все 200 с лишним тысяч учащихся Приморского края вошли одновременно на одни и те же платформы…

– Да, мало кто не пожаловался на технические сбои первой недели «дистанционки». Но ведь возникали проблемы и другого характера?

– Мы проанализировали, с какими трудностями пришлось столкнуться учителям и родителям в первые дни. Большинство вопросов касалось того, как быть семьям, где двое-трое школьников разных возрастов,и всем нужно выходить на онлайн-уроки. Были ситуации, когда и родители ушли на «удалёнку», и студенты домой вернулись, ещё и школьник в семье. Ведь все разом не могут принимать участие в видеоконференции, да ещё и на одном устройстве. Или, например, у ребёнка, кроме телефона, нет ни компьютера, ни ноутбука, то есть он ограничен в возможностях при выполнении домашнего задания.

– И как вам удавалось «разводить» такие ситуации?

– Со всеми, кто звонил на «горячую линию», работали индивидуально, прорабатывали разные схемы. Возникшие проблемы старались решать, как говорится, здесь и сейчас – на уровне классных руководителей и директоров школ. И такой подход оказался очень эффективным. Некоторым детям даже передали во временное пользование ноутбуки из образовательных организаций.

Самые первые дни «дистанционки» запомнились техническими сбоями на образовательных платформах.

В общей сложности в режиме онлайн у нас проходило до 70% уроков. Но мы предлагали учителям поработать параллельно и в режиме оффлайн – давать уроки в форме видеозаписи. В отдельных случаях предлагали родителям самим определить время, когда ребёнку будет удобнее заниматься за компьютером. Советовали наладить активное общение в WhatsApp: когда педагог даёт задание, ребёнок его выполняет, фотографирует и отправляет учителю.

– Но ведь и не у всех педагогов сразу всё пошло гладко?

– В непростой ситуации оказались учителя, имеющие очень большой стаж работы. Они прекрасные предметники, они дают хорошие знания, но до сих пор у них не возникало необходимости работать с использованием дистанционных технологий. Здесь очень профессионально поступили руководители общеобразовательных организаций. Для таких педагогов, у кого дома не было необходимой техники, были организованы рабочие места в помещениях школ, в помощь им выделены ассистенты. И я хочу сказать, что на данный момент эти учителя дают уроки в формате видеоконференций на платформе «Zoom», видеоуроки – и хорошо с этим справляются. По крайней мере, по сравнению с первыми днями «дистанционки» мы этот прогресс ощущаем.

Проводятся даже классные часы. Мы просим классных руководителей, директоров школ постоянно напоминать родителям и детям о профилактике инфекции, о правильном поведении в условиях самоизоляции.

…А «домашки» стало больше!

– Многие школьники, да и родители, жалуются на большой объём домашних заданий. Такого, говорят они, при «очной» системе обучения не было.

– Как правило, на начало четверти выпадает большая учебная нагрузка: учителя стараются дать новые темы. И тревогу педагогов я могу понять: они хотят, чтобы дети не отстали от программы, чтобы большему научились.

Наряду с онлайн-уроками учителя проводят и уроки оффлайн — в формате видеозаписи.

Сначала мы пошли по обычному расписанию, потом сориентировались, что детям тяжело, им по нескольку часов приходится сидеть за компьютером. Сейчас же настал момент, когда новые темы практически по всем предметам выданы и начинается процесс систематизации, повторения материала, доработки тем. Это позволяет нам интегрировать уроки, точнее, объединить задачи нескольких уроков – в один. Также мы решили сократить количество заданий, чтобы не нарушать временные нормативы  при выполнении домашней работы. И мне кажется, сейчас уже стало меньше родительского негатива по этому поводу в соцсетях.

– Тамара Ивановна, помню, вы уже высказывали обеспокоенность по поводу того, что при дистанционном обучении учитель не может подойти к конкретному ребёнку, что-то объяснить, если тот не понял, указать на какие-то ошибки…

– Да, при такой форме обучения не совсем получается увидеть и понять, какой материал не усвоен ребёнком. Но когда школы войдут в штатный режим работы (хотя пока неясно, когда это случится), естественно, будут проведены входные тестирования, чтобы понять, какие знания сложились у ребёнка в процессе «дистанционки». Но, хочу заметить, три предыдущие четверти – это было полноценное обучение в школе. Четвертая четверть – она большей частью систематизирует материал. Поэтому на данный момент основные образовательные программы по большинству предметов выполнены.

«Когда уйдём со школьного двора?»

– Пандемия пандемией, а экзамены никто не отменял. В Интернете уже появлялись сообщения о том, что девятиклассников, например, избавят от экзаменов по выбору…

– Да, об этом говорили на совещании у министра просвещения Кравцова, но пока документов, официально подтверждающих данную информацию, – нет. Поэтому по-прежнему к ОГЭ готовим всё – и основные предметы,и по выбору. И региональная база данных формируется под тот режим, по которому проходила итоговая аттестация в 9-х классах.

– А за какую параллель учащихся вы тревожитесь больше всего?

– Самые большие волнения у нас, учителей,– за выпускников, 11-классников. Я уже обращалась к ним на «Европе-плюс». Просила заниматься усиленно, ни в какой ситуации не опускать руки, добиваться своих целей. А ещё помнить: учителя рядом. Они готовы давать консультации — как индивидуальные, так и коллективные — в режиме онлайн. Кроме того, очень многие из этих ребят уже умеют работать самостоятельно по индивидуальным планам.

Об учителях хочу сказать отдельно. Сегодня они все, даже те, кто поначалу был далек от технологий дистанционного обучения, освоили его. Их мотивация, их желание помочь выпускникам настолько сильны, что они переступили через свои опасения, страхи и зашли в этот формат.

Самые большие волнения у арсеньевских педагогов — за выпускников.

– Может ли случиться такое, что для выпускников так и не прозвенит последний звонок?

– Недавно в соцсетях появился замечательный ролик учащихся 11 «А» класса 1-й школы в поддержку учителей, за что детям большое спасибо! И если вдруг не случится традиционного последнего звонка, то обращение к учителям в такой форме – это будет самое лучшее в сложившихся обстоятельствах.

– Так когда же закончится этот учебный год?

– По окончанию учебного года никаких официальных распоряжений нет, кто бы там что ни говорил. Пока всё работает по тем графикам, которые были утверждены ранее.

«Главное – всем здоровья!»

– Хочу напомнить вам ещё одно ваше же высказывание, что сейчас мы переживаем время новых возможностей…

– Никто не был готов к тому, чтобы вот так, тотально, в короткие сроки перейти на новую технологию обучения. Но то, что сделала наша система образования,– это большой прорыв. А опыт, приобретенный в результате использования дистанционных технологий, обогатит педагогические ресурсы образовательных организаций и будет использоваться не только в экстремальных ситуациях.

Я хочу поддержать учительство Арсеньева: они молодцы, они делают своё дело. Я хочу поддержать родителей, потому что только вместе мы можем заниматься воспитанием, и чем душевнее будет обстановка дома, тем спокойнее пойдёт обучение. Я хочу поддержать школьников, для которых, в отличие от студентов вузов, это сложный и непривычный формат учёбы.

Но самое главное в сложившейся ситуации – желаю всем сохранить здоровье!

Мнения в тему

Анна Иванова, мама четвероклассницы:

– В первые дни «дистанционки» были проблемы с подключением к образовательным платформам. Из-за этого приходилось постоянно «тормошить» классного руководителя.Сейчас с этим получше. Ребёнку даже нравится. Она втянулась в процесс, с большим удовольствием отвечает на тесты. Говорит, это интереснее, чем просто заниматься в школе и что-то писать в тетради.

Из недостатков отметила бы то, что мне самой нередко приходится объяснять дочери ту или иную тему. Поэтому вместе смотрим видеоуроки на YouTube, по сути – учимся вместе. Какие-то предметы даются проще, какие-то – сложнее. Но оценки не стали хуже, даже наоборот.

Иногда сложно бывает отправить учителю «домашку», возможности электронного журнала ограничены. Но ничего, привыкаем…

Наталья Шевченко, мама второклассницы:

– Поначалу, как и все, наверное, мы столкнулись с техническими проблемами – всё зависало, с перебоями работал электронный журнал. К концу второй недели всё более или менее наладилось. По сути, ничего не изменилось, всё как и раньше – классное задание, домашняя работа. Сделали «домашку» в тетради, сфотографировали, отправили учителю. В режиме видеоконференции нам проводят уроки по основным предметам: русскому, чтению, математике. По остальным – больше смотрим видеоуроки, выполняем прикреплённые задания.

Несмотря ни на что , дистанционное обучение — это колоссальный опыт, который пригодится в жизни.

В принципе, я не против дистанционного обучения. Но, признаюсь, тяжеловато приходится. Может, из-за того, что ребёнок ещё маленький и порой не воспринимает это всерьёз? Но дети должны учиться. И это хороший опыт как для родителей, так и для детей, у которых сейчас вырабатывается самостоятельность.

Руководители образовательных организаций:

– К плюсам дистанционного обучения можно отнести то, что педагогам пришлось освоить новые технологии, в короткие сроки выйти на новый профессиональный уровень. Это колоссальный рост, когда тебе становятся доступны прежде неизвестные, но такие интересные формы обучения.

Да, поначалу были проблемы и у детей, и у педагогов. Но в любом случае – это приобретённые новые компетенции, новый жизненный опыт.

Образовательный процесс продолжается. И что немаловажно, по ходу его ребёнок приобретает самостоятельность в изучении учебного материала. В такой ситуации дети взрослеют. Но между тем здесь есть и минусы. Ребёнок может где-то лениться, где-то списать. Хотя дети, которые привыкли хитрить в школе на уроках, хитрят и на «дистанционке».

А главный недостаток такого формата обучения – в отсутствии живого общения, непосредственного диалога между учителем и учеником.

- Реклама -
Ольга Улоговаhttps://akula-media.ru/
Журналист портала Акула-Медиа.

Оставьте ответ

Оставьте комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя

тринадцать − 1 =

Выбор читателей