Доверять, понимать, чувствовать и объединять… О своём классном руководстве рассказывает преподаватель Приморского индустриального колледжа.
Воспитание – это питание души…
Мы часто говорим об учителях, преподавателях, об их роли в нашей жизни. А их работу как классных руководителей обходим стороной, хотя понимаем, что в данном случае на их плечах лежит огромная ответственность.
Какая эта работа? Контролировать успеваемость, посещаемость и дисциплину. Организовывать мероприятия вне учебного процесса. Помогать в решении проблем своих учеников, в том числе за пределами учебного заведения.
Сегодня наша беседа с классным руководителем группы 23.02.11 Приморского индустриального колледжа города Арсеньева Юлией Коломыциной. Вот уже 25 лет она выстраивает методику классного руководства по собственному принципу, основываясь на психологическом и человеческом аспектах, не делая особого акцента на контроле и воспитании:
– Не люблю воспитывать,– рассказывает Юлия Владимировна. – Воспитание – это питание души. У меня «питание души» – это понимание потребностей молодых людей. Это потребность в безопасности, потребность принятия в обществе, потребность в умении выражать свою любовь, свои интересы. Воспитание – это признание их потребностей. Поэтому когда начинаю воспитывать своих ребят, то останавливаю себя. Я вообще не верю, что человеку можно что-то внушить. Я смотрю на своих учеников как на формирующихся личностей, не ищу в них недостатки и не делю их на «плохих» и «хороших», «удобных» и «неудобных».
Ребята – интересные. Все без исключения!
В 2019–2020 учебном году она приняла под своё крыло очередную мальчишечью группу – «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Двадцать три юноши и две девушки. Первый год обучения, молодые люди друг друга не знают, всё новое: стены, лица, учебные предметы… Связующее звено в лице классного руководителя просто необходимо:
– Нет, я не нянька, не надзиратель и, конечно, не мама, – делится Юлия Коломыцина. – Я учитель, наставник, человек, который направит, немного поможет, не без этого. Стараюсь с каждым общаться индивидуально. Отдельный подход и уважение – это обязательно. По-другому я не умею.
Когда я спросила у Юлии Владимировны: «Так какие они, ваши ребята?» – она ответила, что они интересные. Все без исключения.
В начале учебного года она предложила им создать проект «Мы вместе». Они согласились без вопросов и сомнений. В рамках проекта – организация групповых мероприятий и участие в общегородских. Ребят не сложно «вытянуть», собрать, организовать. Они с удовольствием посещали городскую библиотеку, во встречах группы тоже всегда активны.
Первое общее мероприятие – посвящение в студенты. На встречу пригласили арсеньевского автора Веру Бирюкову. Её стихи ребята слушали в абсолютной тишине. Классный час к 14 февраля был организован для нескольких групп колледжа, но мальчишки Юлии Владимировны были ведущими на этом вечере, на котором звучала не только любовная лирика известных поэтов, но и стихи собственного сочинения.
Но лирика лирикой, а жизнь разная.
– Как я нахожу темы? Да они сами находятся, или ребята подсказывают. Один из наших классных часов, к примеру, был посвящен нецензурным выражениям. Есть такая проблема в нашей группе. Я дала задание своим студентам – найти материалы о том, что такое мат, что он значит и почему мы так часто применяем его в жизни.
Пять-шесть человек нашли информацию и рассказали одногруппникам, как мат воздействует на человека, на его жизнь, о том, что это слова низшего уровня. А я предложила им подумать: как и чем можно заменить маты в жизни. Постаралась донести до них, что нужно понимать, с кем разговариваешь и при каких обстоятельствах. Я думаю, что они поняли.
Главное – уметь договариваться!
Если руководишь коллективом и хочешь быть полезным своим подопечным, важно самому быть интересующимся. Если у человека много увлечений и есть стремление развиваться и меняться, то тогда и с ребятами несложно: есть о чем поговорить, поделиться, научить, подсказать, направить.
– Есть такая теория – когда ты меняешься, меняется и твоё окружение, – говорит Юлия Владимировна. – А ещё есть ресурс внимания. Дело в том, что дети растут в поле внимания, в пространстве среди людей, которые своими правилами и вниманием расширяют их личные качества. На самом деле можно расширить любые качества, но я всегда делаю акцент на лучших чертах ребят, чтобы они проявлялись в большей степени. То есть если менять человека, то только в лучшую сторону. А ещё – учить тому, что необходимо в дальнейшей жизни. Я всегда говорю мальчишкам и девчонкам, что я не могу им дать рыбу: могу дать удочку, а рыбу пусть добывают сами – то есть свою жизнь самостоятельно устраивают. Я хочу научить их доверять, быть гибкими по отношению к другим.
Юлии Владимировне помимо её человеческих качеств – доброты, отзывчивости, неравнодушия, коммуникабельности – присуще желание постоянно учиться чему-то новому. В данное время она заочно обучается в СГА (Современная гуманитарная академия), получает второе высшее образование по специальности «Психология». Увлекается нейрографикой, любит водить машину, путешествовать. Более десяти лет вместе с коллегами играет в волейбольной команде колледжа. Разносторонние увлечения.
Поэтому ей интересно быть классным руководителем. Она видит эту работу по-своему, её подход – особый, отличный от других. Конечно, на первом месте у Юлии Владимировны стоит благополучие ребят: их успеваемость, посещаемость, дисциплина:
– Я стараюсь с ними договариваться или предлагаю им договориться со мной, – делится Юлия Владимировна.– Как классный руководитель, я не веду переговоры от их лица с другими преподавателями. Предлагаю им самим налаживать контакт, вырабатывать умение взаимодействовать.
«Трудности-радости» дистанционного обучения
В последние месяцы Юлии Владимировне неожиданно пришлось менять формат работы – переходить на дистанционное кураторство. Она не стала ограничиваться контролем за выполнением учебных заданий. Ей было важно, чтобы ребята не чувствовали себя брошенными. Она понимала, что для них наступило очень сложное время. Они, оказавшись в замкнутом пространстве квартир, лишились главного – общения и свободы.
Первый классный час в онлайн-пространстве так и назывался: «Трудности-радости карантина и дистанционного обучения, или Давайте не бояться Вместе» (где слово «Вместе» обязательно с большой буквы). Ребята рассказывали о том, как они справляются с ограничениями свободы. Как сами себе помогают, чем поддерживают (мороженое, видеоигры, прогулки, рыбалка).
Потом решили поговорить об эмоциях. Эту тему тоже подсказал кто-то из студентов. Да и вытекала она, собственно, из первой встречи, которая прошла очень эмоционально. Юлия Владимировна рассказала ребятам о том, что есть пять базовых эмоций – грусть, радость, злость, отвращение, страх. Они помогли человечеству стать таким, какое оно есть. И не выражать эти эмоции нельзя. Только нужно уметь выражать их правильно. Она предложила им выразить ту или иную эмоцию или нарисовать её. Получилось интересно, и с пользой провели время.
Уже после первого дистанционного классного часа стало ясно, что эта форма общения востребована, ребятам нравится общаться в таком формате. Они даже стали называть классные часы онлайн – «Удачный час». Были рады видеть друг друга. Тогда классный руководитель решила сделать темой встречи – радость.
– Ребятам нужна была помощь, поддержка. Их надо было собрать и сказать, что мы про них не забыли, мы понимаем, в какой ситуации они оказались. Всё это новое и для нас, поэтому давайте вместе думать и решать, как себя вести. Я говорила им, что здорово в самоизоляции научиться чему-то новому. Освоить электронную почту, к примеру. Многие, как ни странно, не были с нею знакомы. Я говорила о самодисциплине, о том, как важно уметь себя организовывать. Я не просто их собираю поболтать и друг на друга посмотреть – я прошу их что-то сделать, подумать, что-то вынести для себя.
1 июня мы рисовали карту своей внутренней страны. Я предложила: «Раз сегодня День защиты детей – давайте нарисуем зону детства». Объяснила им, что внутри каждого из нас есть ребенок, родитель и взрослый. Ребенок – любопытный, спонтанный, веселый, капризный. Родитель – это внутренний контроль. Взрослый – ответственность. Было очень интересно им найти эти ипостаси в себе, а мне – наблюдать за их реакцией, эмоциями, чувствами.
Классные студенты и их классная…
Я не знакома лично со студентами Юлии Коломыциной, но из её рассказа поняла, что это классные ребята. И уверена, что обстановка в их группе тёплая, потому что тепло исходит от их классного руководителя. Я люблю общаться с такими людьми, когда за приятной внешней оболочкой открывается глубина интересного внутреннего мира.
Сколько ещё продлится самоизоляция – неизвестно, но совершенно точно, что группа 23.02.11 за это время сплотилась и приобрела полезные навыки, а их классный руководитель Юлия Владимировна Коломыцина внесла новые пункты в своё педагогическое ноу-хау и вместе со своими студентами приобрела бесценный опыт.
Фото предоставлены Юлией Коломыциной.