– Реклама –

Настоящий танец

|

Настоящий танец появляется тогда, когда чувства переполняют сердце, а эмоции – душу. Это относится не только к зрителям, находящимся под впечатлением от танца, но и к тем, кто со сцены доносит до публики смысл, заключённый в танцевальной композиции. Есть такие коллективы, для которых танец – не просто тщательно заученные движения, а ещё жизнь, дыхание, таинство общения исполнителей и зрительного зала и непременно отображение человеческих ценностей.

 Народный хореографический коллектив «Романтика» известен не только в Арсеньеве и Приморском крае, но и за пределами региона. С концертными программами он бывает в Амурской области и в Хабаровском крае. «Романтика» – нередкий гость и за границей: Китай, Корея, Сингапур тоже аплодировали её ярким номерам.

Основа репертуара этого коллектива – народные танцы с охватом разных направлений: казачьи, русские народные, стилизованные народные, патриотические. Около двадцати лет назад, на заре создания «Романтики», репертуар её был намного обширнее – модерн, R&B, джаз, эстрадный танец и даже канкан. И название было другое – шоу-балет «Романтика». Вскоре стало понятно, что танцевать всё просто невозможно. Танцорам трудно «переключаться» с одного стиля на другой, происходит смешение понятий, и от этого страдает качество номеров. Сложно и художественному руководителю. Поэтому было принято решение работать в одном направлении, в единой стилистике.

 Патриотические танцы – особый пласт в хореографии. Перед педагогом здесь стоит задача не только научить танцу, тренируя тело ученика, но и сформировать его взгляды, его внутренний мир, его гражданскую позицию.

Настоящий танец
Казацкая удаль — одна из главных составляющих патриотического танца.

2019 год. Торжественный концерт к 9 Мая во Дворце культуры «Прогресс». На сцене – «Романтика» с номером «Сухо­пляс». Несколько девушек танцуют без музыкального сопровождения. Горечь утраты отдельно взятой женщины и боль всего народа – смысл танца. Участницам коллектива удалось выразить это с таким накалом чувств и эмоций, что зрителям в зале сложно было дышать: кололо в груди, и в глазах. Раньше казалось, что такая реакция возможна только после стихов или песен, где «пробирает» сам текст, помноженный на эмоции исполнителя. А у «Романтики» получилось впечатлить зрителей ритмом, движениями и чувствами, конечно.

Свой разговор о коллективе «Романтика» с его художественным руководителем Романом Данилиным я начинаю с вопроса о «Сухоплясе».

– Сухопляс – это разновидность танца, где танцуют без музыки, на ритмах, а официальное название этого номера «Женщинам Великой Отечественной войны посвящается…». Я бы поставил памятник тому, кто это танец придумал. Но и мы внесли свою лепту в него, свою атмосферу: девушкам удалось в танце передать тяжелую женскую долю.

К истории Великой Отечественной войны у меня трепетное отношение. Мой дед воевал, бабушка – труженица тыла. Плюс советское воспитание, где патриотизм проходил красной нитью… Сейчас наблюдается дефицит патриотических чувств у подрастающего поколения, да и историю войны они почти не знают, поэтому я решил, что главным в моей работе станет патриотическое воспитание молодежи. Я постоянно рассказываю ребятам о войне: о сражениях, о подвигах, о страданиях. Но гораздо важнее этими рассказами достучаться до ребят, чтобы они смогли всё это искренне воплотить в танце, чтобы танцевали с душой, чтобы зритель плакал или смеялся…

Настоящий танец
От настроения, от эмоций и от посыла танцоров зависит настроение в зрительном зале.

В 2019-м, юбилейном для «Романтики», году была выпущена программа, посвященная 75-летию великой Победы. Концерт назывался «Дорогами войны» и длился более двух часов. Участники коллектива «танцевали войну». Встреча на ступенях Рейхстага, расстрел детей, помогавших партизанам, ужасы конц­лагерей – эти и многие другие истории были воплощены в танцевальных номерах. В зале не было равнодушных, многие плакали…

 Патриотическое направление в деятельности «Романтики» – это не только танцы о Великой Отечественной войне. В 2018 году выпущенная коллективом концертная программа «Дальневосточная сага» имела успех. Это своеобразный урок по истории Приморского края на сцене.

Красота родной земли, человек, живущий на этой земле, любовь к родному дому, к семье, к природе – всё это вдохновляет Романа Борисовича на постановку патриотических хореографических номеров. В процессе создания танца он вместе с ребятами изучает исторический материал, чтобы им было понятнее, как правильно танцевать, как передать зрителю своё настроение. Насколько это сложнее, чем просто поставить танцевальный номер с красивыми движениями под ритмичную музыку? По механике, наверное, не сложнее. А вот морально… Пропустить через себя, вложить своё понимание, своё отношение, свою энергетику.

– Патриотика основана на народном танце, на солдатских плясках. Но если в народном танце достаточно того, чтобы просто душа раскрылась, то в танцах патриотического направления обязательно должен быть героический посыл. Акцент не на красоту, а на идейный смысл: «Мы – защитники, мы – удальцы, мы – будущее России!». Солдатская и казачья удаль – основные составляющие в патриотических танцах. Непосвященный человек не заметит отличий в движениях народного и патриотического танца, но он обязательно уловит особый дух композиции.

Настоящий танец
Шуточные танцевальные композиции тоже хорошо вписываются в репертуар «Романтики».

 

Танцевальному коллективу «Романтика» всегда были свойственны творческая активность, целеустремлённость и поиск новых форм работы. Репертуар этого коллектива состоит не только из программ патриотического направления. Есть у них, к примеру, программа «Шутки ради» – очень заводная и задорная, где танцоры «отрываются» по полной. В «Танце маленьких лебедей» движения ног заменили движениями рук, а в «Сорванных посиделках» парни, переодетые девушками, портят им вечеринку. В этой программе также и матросский шуточный танец, и казачья кадриль, и даже казачьи «слёзы».

Сейчас можно уверенно заявить, что «Романтика» нашла свою нишу. Она имеет множество заслуженных наград и званий, является лауреатом краевых фестивалей и конкурсов. К слову, награды и победы у «Романтики» не только в конкурсах и фестивалях хореографического направления, но и исследовательско-методического.

 Постоянные аншлаги на концертах коллектива логичны. А что стоит за ними? Понятно, что регулярные многочасовые репетиции. Побывав на одной из них, могу смело сказать, что репетиционный процесс у них – это не просто отрабатывание «механики»: станок, движения, прогон на сцене, – это ещё тёплое, почти семейное общение, доброжелательное отношение друг к другу.

Художественный руководитель и балетмейстер-постановщик этого коллектива, Роман Борисович Данилин, уверен, что от личного примера многое зависит. Скорее всего, именно поэтому он почти 20 лет был «играющим тренером» в своём коллективе. Лишь год как перестал танцевать сам. Сейчас выходит на сцену редко, только в той части номера, где нужен соответствующий антураж. Перестал танцевать не потому, что тяжело физически, а потому, что надо делать хорошо что-то одно: либо танцевать, либо руководить.

Настоящий танец
Репетиционный процесс — он важный самый.

 Разговаривая с участниками коллектива и с некоторыми из родителей, я поняла, что «Романтика» – нечто большее, чем танцевальный коллектив. Наверное, поэтому в составе ансамбля не только мальчишки и девчонки из арсеньевских школ, но и взрослые танцоры, которым от 20 до 38 лет. А балетмейстер-репетитор Светлана Данилина даже в свои 44 года до сих пор выходит на сцену, не уступая молодым танцовщицам. Кстати, Светлана «по совместительству» супруга Романа Борисовича. Их дочь Василина тоже «родом» из «Романтики». Танцевала в коллективе со второго класса, а сейчас учится на 2-м курсе хореографического отделения Уссурийского колледжа культуры. Такая вот танцевальная семья.

Вот и получается, что танец у Романа Данилина не только в крови, танец – его жизнь. Поэтому и танцевальные номера, которые он представляет своему зрителю, – настоящие.

 

- Реклама -
Наталья Ларьковаhttps://akula-media.ru/
Журналист портала Акула-медиа.

Выбор читателей