– Реклама –

Большая семья с улицы Малиновой

|

Этот дом на улице Малиновой в г. Арсеньеве многие по старой привычке называют «детским домом». И хотя уже почти четыре года, как он переименован в «Краевое государственное казённое учреждение «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Арсеньева», даже в речи его воспитанников и сотрудников зачастую можно услышать прежнее «домашнее» название.

Сегодня здесь живут 30 воспитанников. Это 30 разных характеров – в большинстве своём непростых, 30 судеб – большей частью нелёгких. Это, по убеждению директора центра Альбины Щура, 30 самых лучших, несмотря ни на что, ребёнка, для которых окружающие их взрослые стараются создать тёплую домашнюю атмосферу. Проникнуться ею, окунуться хотя бы на один день в жизнь детского дома попытались корреспонденты «Бизнес-Арса» и портала akula-media.ru.

Большая семья с улицы Малиновой

Детдом просыпается в 7.30. Всё, как в обычных семьях: встали, заправили кровати, позавтракали, разбежались – кто в детский сад, кто в школу. Правда, в детсад сейчас ходит только пятилетняя Танюша. Все остальные воспитанники центра — школьники, просто тенденция последнего времени такова, что большинство ребят, которые попадают в центр, – подросткового возраста.

— Вот уже второй год, как мы определили Таню в детский сад, — рассказывает директор Центра содействия семейному устройству г. Арсеньева Альбина Щура. — Её туда отводят, а потом забирают либо воспитатель, либо помощник воспитателя. Но мы стремимся к тому, чтобы как можно больше старших ребят участвовали в судьбе этого ребёнка. Поэтому дети из квартиры, где живёт Танюшка, тоже могут забирать её из детского сада (в сопровождении взрослых, конечно).

Арсеньевский детский дом принят в эксплуатацию 27.12.1991 г. Однако днём своего рождения считает 1 июня 1992 года. Именно на День защиты детей сюда приезжают с поздравлениями и подарками шефы — депутаты Законодательного собрания Приморского края.

Ласковую Танюшу в центре иначе как принцессой не называют. Она младшая по возрасту как в своей родной семье, так и во всей большой семье детского дома. Ей даже выделили отдельную комнату, потому как в квартире, где живёт Таня, она – единственная девочка. У Тани три брата – Миша, Вадим и Володя. Семья эта, по словам педагогов центра, особенная. Когда полтора года назад дети попали сюда, Таня ещё толком не разговаривала. Но сейчас явно виден прогресс, она и с детьми, и с воспитателями активно общается. А ещё в этой семье все очень дружны между собой. Вот и сейчас старший из братьев, 11-летний Вова, пришёл на помощь сестрёнке.

Большая семья с улицы МалиновойДевятиклассника Алексея мы застали за написанием сочинения. Тема: «На кого я хочу быть похожим». Парень признаётся:

— На Есенина. Почему? Нравится романтика в его стихах, любовь к Родине. Любимое стихотворение – «Заметался пожар голубой…»

— У каждого из ребят есть время для самоподготовки, выполнения домашнего задания, — рассказывает старший воспитатель Светлана Пичугина. – График занятий – гибкий. То есть часть детей пошла, например, на какой-то из кружков, другие садятся за уроки. И это правильно. Потому что дети разновозрастные, и одновременно со всеми делать уроки, точнее, где-то помочь, что-то подсказать, воспитателям трудно. Да, это своего рода «родительский» контроль, только в условиях нашего центра. Сейчас вместе с ребятами осваиваем технологии дистанционного обучения. Для этого у нас всё есть – и доступ в Интернет, и компьютеры, и телефоны у детей. В общем, всё как у обычных школьников.

Время обеда. Сегодня в меню – овощной салат, борщ из морской капусты, гороховое пюре, рыбные фрикадельки, компот… Парни шутят: «Смотрите, пюре антигравитационное».

Разноцветные стулья здесь не просто так. У каждой квартиры – свой цвет. Хорошо, когда получается сесть за стол сразу всей квартирной семьёй. Но это происходит чаще во время ужина. В разгар дня с этим сложнее, кто-то задержался в школе, а кто-то, напротив, освободился пораньше.

Дежурят по столовой тоже квартирами. «Генералят» её каждую неделю.

Большая семья с улицы Малиновой

Но одно дело – съесть то, что приготовлено поварами. Другое – самому попробовать свои силы в кулинарии. Сегодня на домашней кухне — румяные сухарики, самое простое из того, что умеют ребята.

Более сложные блюда они готовят на занятиях «Азбука кухни», которые проходят по выходным. Из последних освоенных рецептов – запеченный картофель, пицца, сладкие вафли…

— В своей работе мы используем «социальную пробу», — вступает в разговор зам. директора центра Елена Коваленко. — Ребятам даётся определённая сумма денег, они составляют меню для приготовления обеда, идут в магазин, самостоятельно покупают продукты и готовят заранее выбранные блюда. В последнюю пробу мальчики готовили рыбный суп и макароны по-флотски. А девочки — свекольник с курицей и на второе — рис и куриные крылышки. Для оценки качества приготовленных блюд были приглашены повара и инструктор по труду. Такая практика поможет ребятам в дальнейшем вести семейный бюджет и правильно распределять денежные средства. Хотя у нас был случай, когда не хватило денег. Тогда работаем над ошибками. Почему так получилось? Взяли лишнее? Цены в этом магазине были выше?..

В центре содействия семейному устройству г. Арсеньева опровергают стереотип о том, что детдомовцы по выходу из него ничего не умеют делать. Неправда. И готовят, и шьют (причём как девочки, так и мальчики) не хуже, а то и лучше ребят из обычных семей. Недавно в швейной мастерской кипела работа по изготовлению костюмов для краевого фестиваля «Надежда. Вдохновение. Талант». А в свете последних событий под руководством инструктора по труду Ольги Антонюк ребята смастерили для себя и всех сотрудников центра защитные маски — на любой вкус и в достаточном количестве.

Нам же, корреспондентам «Б-А», довелось поучаствовать в мастер-классе по составлению букетов из цветной бумаги. Понятные инструкции от Ольги Александровны, несколько движений ножницами и клеевым пистолетом — и вот мы уже уносим с собой собственноручно изготовленные букетики.

Однако трудовая деятельность ребят не ограничивается только стенами мастерских. Среди обязательных повседневных дел — вечерняя уборка, наведение порядка и уюта в своих квартирах, мелкие постирушки. И хотя территория вокруг центра не такая уж и большая, педагоги нашли место для нескольких огородных грядок. Выращенные овощи использовали для приготовления любимых блюд на «Азбуке кухни». А ещё девчонки впервые рискнули посадить озимый чеснок…

Общий тон детдомовской жизни здесь задают мальчишки. Просто потому, что их вдвое больше, чем девочек. Вот они в актовом зале готовятся к празднику 8 Марта, чтобы поздравить женскую половину учреждения. А вот находят себе занятие по душе в спортзале.

Алексей бросил вызов в настольном теннисе фотокору «Бизнес-Арса» Владимиру Якимову. А братья Матвей (на переднем плане) и Захар сразились в бильярде.

В руках у Димы — футбольный мяч. До тренировки ещё есть время, поэтому можно пока побыть в роли зрителя, наблюдая за тем, что происходит в спортзале. В детдоме удалось создать крепкую футбольную команду, тренирует которую Роман Нерода. Ребята несколько раз успешно выступали на соревнованиях краевого уровня. Одно плохо (и на то есть объективные причины) — короткая скамейка основных и запасных игроков… Но главное здесь то, что мужскому занятию парни учатся у мудрого наставника. И, надо признать, ребята Романа Владимировича просто обожают.

Большая семья с улицы Малиновой

— Загляните сюда, — приглашает нас Захар. — Тут прикольно!

«Прикольно» — это о сенсорной комнате или комнате психологической разгрузки. Одни заходят сюда, чтоб порисовать песком. Другие — порелаксировать в кресле под «сухим дождём». Третьи — полежать в уединении на кушетке, да и просто подремать.

Большая семья с улицы Малиновой

В кабинете психолога идёт работа по профориентации. Педагог-психолог Елена Катаева готова дать рекомендации по выбору будущей профессии девятиклассникам Ивану и уже знакомому нам Алексею.

— Планируется, что Ваня пойдёт учиться в Спасский педагогический колледж на учителя физкультуры, — говорит Елена Михайловна. — Да, тест подтвердил, что это — его. По многим моментам совпадает описание психологической личности. А Лёша колеблется. Но, судя по тесту, он тоже больше склоняется к сфере деятельности — человек-человек.

— Лёша – очень артистичный, — отмечает зам. директора центра Елена Коваленко. — Хорошо поёт. Может даже вытянуть сложные песни. На Новый год в сказке исполнял роль Бабы Яги. И, знаете, отлично сыграл! Его малыши очень любят…

— Если ребята честно отвечают на вопросы, — продолжает разговор Елена Катаева, — то порой сами удивляются, когда тест показывает, что для той профессии, которую они изначально нарисовали в своём воображении, им не хватает определённых качеств. Страшно сделать ошибку. Это же их будущее… Буквально вчера мы с ребятами обсуждали, что своим выбором, своей учёбой они делают большой вклад в создание положительного имиджа нашего детского дома. Особенно тогда, когда оканчивают учебное заведение, когда становятся хорошими специалистами.

Сегодня среда, а значит по плану занятие «Дорога домой», которое проводит педагог-психолог Татьяна Агафонова.

— Выключаем звук на телефонах и сдаём их…

Татьяне Валерьевне важно, чтобы ничто не отвлекало ребят, хотя, по сути, им в ближайшие сорок минут предстоит игра. Но игра очень серьёзная — построить воображаемую модель своего дома. Такого, в котором каждому из них хотелось бы прожить всю жизнь.

Татьяна Валерьевна предлагает ребятам разыграть сценку из птичьей жизни: представить гнездо, голодных птенцов и родителей, задача которых прокормить своих детей. Оживление и смех вызывают слова Алексея и Захара, выступающих в роли родителей, о заявленном ими статусе отцов-одиночек. Также возникает некоторая сумятица и в видовой принадлежности обитателей гнезда — то ли орлы, то ли голуби, то ли воробьи… Не суть важно, говорит педагог, будьте той птицей, который вы себя ощущаете. Главное, на таком «птичьем» примере проиграть реальную жизненную ситуацию.

А в запасе у психолога ещё много интересных приёмов.

— Занятие с педагогом-психологом не единственное занятие у детей, — говорит Елена Коваленко. — По понедельникам, к примеру, у нас чередуются финансовая и компьютерная грамотность. Программа очень серьёзная, сложная, поэтому её адаптировали специально для наших ребят. Но она нужна, чтобы дети легко ориентировались в мире финансов, чтобы не попадались в ловушки мошенников. Работает у нас и «Школа приёмных родителей». Специально оборудована комната для знакомства будущих опекунов с детьми. Проводим тренинги, консультации со взрослыми. Проигрываем различные ситуации. Предлагаем взрослым побыть в роли детей и наоборот…

Бывает, что люди, пройдя курсы для приёмных родителей, так и не приходят к нам с пакетом документов. То есть кандидат оценил свои возможности и понял, что не может взять ребёнка в семью. Да, это печально. Но с другой стороны, это гарантия того, что не будет возврата, что ребёнку не будет нанесена очередная психологическая травма.

Большая семья с улицы Малиновой

Наталья Лукьянчук, начальник управления опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа:

— У большинства детей, которые воспитываются в центре содействия семейному устройству, — очень сложные судьбы. Среди наших ребят есть и такие, кто пережил вторичное и даже тройное сиротство. Это те, от кого неоднократно отказывались приёмные родители, опекуны. Причём необязательно это были посторонние люди. Даже родственники ребят возвращали их в детдом.

Сегодня профилактика социального сиротства является одной из острых проблем. Безусловно, наиболее благоприятным для ребенка является сохранение его кровной семьи, однако это не всегда возможно. В связи с этим специалисты управления опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ведут постоянную профилактическую работу с «неблагополучными» (назовём их так) родителями, направленную на возвращение их к нормальному образу жизни и изменение отношения к ребенку. Здесь мы тесно взаимодействуем с учреждениями образования, здравоохранения, органами исполнительной власти, социальной защиты населения, органами правопорядка. Благодаря взаимодействию специалистов органов системы профилактики наше управление опеки и попечительства имеет возможность своевременно оказать помощь ребенку, который в ней нуждается, а также попытаться предотвратить попадание этого ребенка в категорию социальных сирот.

Лишь в том случае, если профилактическая работа с семьей не принесла положительных результатов, а лиц, желающих принять на воспитание ребенка в семью, нет, управлением опеки и попечительства администрации АГО принимается решение о направлении таких детей в Центр содействия семейному устройству. И это не обязательно может быть Арсеньев, но и другие территории Приморского края.

Большая семья с улицы Малиновой

Альбина Щура, директор КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Арсеньева»:

— Особенность нашего детского дома в том, что он — семейного типа. Само здание спланировано так, что дети здесь живут семьями, в квартирах. Именно так и задумывал первый директор Александр Беккер. Большинство же детских домов у нас в крае — это перепланированные бывшие детские сады.

Нюансы, конечно, возникают разные. Далеко не всё гладко в нашей жизни. У кого-то из ребят трудности в обучении. У кого-то проблемы с поведением. Кто-то ленится… Но при этом я всегда говорю, что наши дети — самые лучшие. Я не могу на них обижаться. И они это знают.

Да, бывают шалости. Бывают очень серьёзные шалости. Но мы пытаемся понять ребят, не опускаем руки. Стараемся до последнего вытащить их из самых запутанных ситуаций. Мы же взрослые, а они — ДЕТИ.

Основная ответственность и нагрузка по воспитанию и развитию детей лежит на воспитателях. Ведь воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ и близкий значимый человек, который всё поймёт и поможет в трудную минуту. Старается быть для детей другом, может подобрать заветный ключик к сердцу ребёнка, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру и к самому себе.

Центр содействия семейному устройству
г. Арсеньева полностью оправдывает своё название. Здесь были переданы в семьи:
в 2015 году — 9 детей; в 2016 году — 18, в 2017 году — 15, в 2018 — 4, в 2019 — 9.

Очень приятно, когда наши ребята-выпускники приходят в гости уже со своими детьми. Кстати, у нас сейчас три семейные пары созданы из бывших воспитанников. Одних на вечере встречи видим, другие навещают своих младших братьев и сестёр, которые воспитываются у нас. Вообще старшие братья и сёстры — наши большие помощники в воспитании ребят. Всегда обращаемся к ним, если возникают проблемы.

Мы много путешествуем. Были в Океанариуме, во Владивосток на губернаторскую ёлку нас традиционно приглашают, и в Москву на ёлки — Кремлёвскую и министерскую — уже четырежды ездили. Мы тесно сотрудничаем с фондом «Владмама», у них есть программы «Каникулы с пользой» и «Стань лидером». Это такие коротенькие тематические смены, которые проводятся на каникулах с большим количеством тренингов, мероприятий, консультаций.

Сегодня ни по одежде, ни по причёске, ни по наличию гаджетов нельзя определить детдомовский это ребёнок или домашний. Как-то останавливает меня на улице подросток, денег просит. Я спрашиваю: «Ты откуда?» — «Детдомовский», — говорит. — «А из какого детдома?» — «Арсеньевского». — «Да-а? Интересно!»

Бывает, родители, когда ребёнок не слушается, желая его припугнуть, говорят, вот я отдам тебя в детский дом. А я всегда в таком случае говорю: «А вы не боитесь, что ему тут понравится?» Уже сколько раз те, кто бывает у нас в гостях, убеждались, что современный детский дом совсем не соответствует сложившемуся в прошлом негативному стереотипу.

И всё равно любой ребёнок, как бы ему ни было здесь хорошо, мечтает о семье. Просто мы, люди, так устроены….

 Фото Владимира ЯКИМОВА.

- Реклама -
Ольга Улогова
Ольга Улоговаhttps://akula-media.ru/
Журналист портала Акула-Медиа.

Выбор читателей